Успешно защищаем интересы бизнеса
Ставрополь, ул. Ленина, д. 228, оф. 167     +7-8652-296-999

ПУБЛИКАЦИИ

«Искусство быть юристом» ("Pro край" май 2014 г.)

- «Искусство быть юристом» ("Pro край" май 2014 г.)

Искусство быть юристом

текст СВЕТЛАНЫ ЛАНДИНОЙ

Журнал Pro продолжает завтракать с известными людьми города и края. Сегодня за чашечкой кофе мы встретились с Сергеем Клушиным, основателем и руководителем «Северо-Кавказского юридического агентства».

– Сергей Владимирович, мы знаем Вас как профессионального юриста, знаем, как расслабляетесь, учитывая выигранный вами турнир по мини- футболу, т. е. активно занимаетесь спортом в свободное от работы время… А вот напомните Ваше самое резонансное дело?

– Как, правило, запоминаются не те дела, за которые получаешь большие гонорары, а те, где пришлось приложить максимум усилий для победы. Например, в свое время я защищал интересы одного из кредиторов завода «Стрижамент». На тот момент этот завод был на балансе края. Его владельцы использовали очень хитрую схему. Накапливали налоговую задолженность, переводили все имущество на одноименное юридическое лицо, а само предприятие банкротили. Такую процедуру проделывали несколько раз. В итоге, как вы понимаете, огромные средства шли мимо бюджета в карманы конкретных людей. Не обошлось без угроз в адрес кредитора. Оказывалось давление на суд. Но, к счастью, тогда кассационная инстанция смогла во всем грамотно разобраться и приняла нашу сторону. Так была одержана, наверное, одна из самых трудных побед в моей карьере.

– Кстати о банкротстве. Насколько эта проблема распространена и как с ней бороться?

– Стоит понимать, что банкротство – это не всегда плохо. И далеко не всегда эта процедура связана со злым умыслом владельцев того или иного бизнеса. В идеале, с введением конкурсного управления, оно даже может помочь оздоровлению предприятия. Но, конечно, часто эту процедуру используют для обмана кредиторов и выведения активов. Порой бывает очень сложно раскрыть мошеннические схемы и удовлетворить законные требования кредиторов. Но не значит, что это невозможно. Закон дает массу возможностей для этого. Можно обжаловать сделки, по которым проводились деньги. Можно привлечь к субсидарной ответственности учредителей, директора предприятия, у которых, как правило, есть имущество. Правда, чаще всего судебные тяжбы тут могут затянуться на долгие годы. Вот недавний пример. Мы смогли помочь компании, которая выполняла уборку зерновых. Четыре года назад заказчик их, попросту говоря, «кинул»: объявил себя банкротом, не заплатив за работу. Вернули всю сумму сполна. Восстановили справедливость. Но, еще раз отмечу, процесс этот очень тяжелый и далеко не у всех хватает сил и компетенции его завершить.

– Очень интересная история связана с кредитным кооперативом «Ставрополь-Кредит». Чем там дело кончилось?

– К нам обратились несколько десятков человек, которые вложили свои средства в этот кредитный кооператив под хорошие проценты. Но в итоге они и процентов не увидели, и денег лишились. Сейчас мы занимаемся этим делом. И это как раз тот случай, когда нужна процедура банкротства, арбитражный управляющий попытался по нашим требованиям вернуть имущество. Кстати, в учредителях «Ставрополь-Кредит» числятся очень известные и влиятельные в Ставрополе люди. Но я не думаю, что это помешает нам помочь пострадавшим от их действий. А счет пострадавших людей идет на сотни. Эта история с весьма поучительной моралью: не доверяйте деньги сомнительным организациям. Но, к сожалению, бесплатный сыр по-прежнему востребован. Различные некоммерческие партнерства продолжают завлекать народ привлекательными процентами, и люди несут им свои деньги, беспечно думая о легкой прибыли.

 – Защита авторского права – одна из ключевых сфер Вашей деятельности. Какие дела в этой связи хотелось бы отметить?

 – Сейчас мы ведем дело, довольно интересное с точки зрения права: собственник товарного знака судится с крупным заводом, расположенным на КМВ. Дело в том, что этот завод начал выпускать продукцию под наименованием, уже зарегистрированным на другое лицо. Наш клиент пытался сначала уладить разногласия простыми переговорами. Но завод подключил к решению спора антимонопольный орган, который вынес решение против собственника товарного знака. Мы обжаловали это решение в Арбитражном суде. И, несмотря на серьезное противодействие, решение было вынесено в нашу пользу.

– Но у авторского права есть и другая сторона медали, которая порою бьет по добросовестным производителям…

– Да, это так называемый патентный рэкет, и, конечно, мы различаем эти две стороны. К примеру, регистрирует компания какие-то детали как свое изобретение. Потом она приходит на завод, где эти детали используются и предъявляет свои претензии и требования. По сути, это чистой воды вымогательство, и многие предприятия в таких случаях предпочитают платить, нежели идти в суд. Что, конечно, неправильно. Другой пример касается борьбы с контрафактными дисками. Оформляется доверенность от компании, которой принадлежат права на определенный вид продукции. Имея на руках доверенность, представители организуют рейды по рынкам и магазинам с целью выявить контрафакт. Выявляют и далее ставят продавцов этой продукции перед фактом: или в суд готовим документы или решаем вопрос на месте и по-другому… Как правило, стороны сходятся на определенной сумме наличными. То есть, с одной стороны, такие люди действуют от имени правообладателя, но с другой, занимаются банальным вымогательством. Не все, конечно, но такие случаи бывают и довольно часто в последнее время. По такой же схеме эти предприимчивые ребята действуют от имени крупных компаний, проводя рейды по офисам и выявляя нелицензионное ПО.

 – Наверняка существуют и другие схемы отъема денег у бизнесменов, которые выглядят как вполне законные?

– Безусловно. Простой пример. Проводятся торги по размещению рекламных щитов. Одна из компаний в них участвующая изначально не собирается в них выигрывать, но потом заваливает победителя различными судебными исками и жалобами в антимонопольный орган, таким образом, парализуя его работу. В итоге, победителю тендера приходится отбиваться в судах, тратя на это порой массу времени.

– Что Вы можете посоветовать предпринимателям, попавшим в подобную ситуацию?

– Отстаивать свои права в суде, чего бы то это ни стоило, а опытные юристы всегда в этом помогут. Не надо бояться вымогателей, ведь стоит только один раз пойти у них на поводу, и подобные поборы станут регулярными. Так что в этом вопросе надо быть принципиальным. Недавно к нам обратился один из таких принципиальных предпринимателей – руководитель ростовской компании «Атлант-М», попавшей в схожую ситуацию. Мы обратились в суд и выиграли по всем инстанциям.

– А можно задать личный вопрос, а то мы все о делах... Скажите, когда Вы заработали свой первый миллион и на что его потратили?

– Кажется, это был 2001 год. Мне тогда было чуть больше двадцати, и я занимался очень сложным налоговым делом. Признаться, я даже не надеялся его выиграть, но мне это удалось. На что потратил деньги? Квартиру купил. Сделал ремонт и начал жить своей самостоятельной жизнью. Это был мой первый крупный успех, до этого я не видел больших гонораров, звезд с неба не хватал. Довольно много работал – обслуживал сразу пять компаний. Но это был отличный опыт. И всем начинающим юристам сейчас я советую проходить такой же путь – начинать с малого, преодолевать трудности. Это закаляет.

– Вас знают как хорошего юриста, профессионала, а как бы Вы сами себя охарактеризовали как человека. Какой Вы человек?

 – Со стороны, наверняка, это виднее, мне сложно давать себе оценку, но друзья говорят, что я неплохой человек (улыбается). А друзей у меня немало.

 – А среди тех, с кем Вам приходилось учиться, есть известные люди?

– Ольга Тимофеева, например. Молодец, далеко пошла. Конечно, видимся редко, но всегда при встрече по-доброму общаемся. Мы с ней проучились пять лет в одной группе на юридическом в СГУ.

– Тимофеева уже депутат Государственной думы. А Вам самому никогда не хотелось заняться законотворчеством?

– Таких амбиций не было. Заниматься политикой, это не в моем характере.

– Внешний вид – важная составляющая в работе юриста?

 – Лично я думаю, да, безусловно. Ухоженность должна быть во всем, начиная от прически, заканчивая начищенной обувью. С таким человеком разговаривать приятнее. Хотя в Москве мои коллеги к внешнему виду относятся, скажем так, попроще. Они могут на процесс и в кедах прийти. Закон этого не запрещает. Но мы все-таки соблюдаем дресс-код. И, наверное, это правильно.

– И традиционный вопрос на «посошок»: как любитель футбола, верите ли Вы в возрождение клуба «Динамо» и видите ли в этом смысл?

– Это было бы неплохо. И я с оптимизмом надеюсь, что это когда-нибудь произойдет. Как и все ставропольцы, я вспоминаю эти прекрасные времена, когда мы ходили на стадион, болели, приезжали достойные команды, народ был просто рад! Ветер разгонял стадионный рев по всему городу – атмосфера!