Успешно защищаем интересы бизнеса
Ставрополь, ул. Ленина, д. 228, оф. 167     +7-8652-296-999

ПУБЛИКАЦИИ

Сергей Клушин: «Закон жирных котов» - это крепостное право для тружеников села

Новостной портал «Дейли Ставрополь» https://dailystavropol.ru/

https://dailystavropol.ru/sergej-klushin-zakon-zhirnyx-kotov-eto-krepostnoe-pravo-dlya-truzhenikov-sela/330696

Рубрика: правовая консультация

Сергей Клушин: «Закон жирных котов» - это крепостное право для тружеников села

24 ноября прошлого года депутаты Ставропольской краевой Думы приняли в двух чтениях законопроект об увеличении размера вновь выделяемых из коллективно-долевой собственности земельных участков для занятия растениеводством с 30 до 2500 гектар. Получивший в последствии название «закон жирных котов» был разработан Владимиром Гурьяновым, членом комитета по аграрным вопросам, продовольствию, земельным отношениям и землеустройству. Общественность тут же окрестила закон «крепостническим», а экономисты обеспокоились, не приведет ли реализация закона к тому, что мелкое фермерство просто будет уничтожено как класс? Именно об этом законе мы говорим сегодня с нашим экспертом, генеральным директором Северо-Кавказского юридического агентства Сергеем Клушиным.

 

В конце января пришел ответ Министерства сельского хозяйства РФ на обращение президента Ассоциация Крестьянских (фермерских) хозяйств и сельско-хозяйственных кооперативов России (АККоР) Владимира Плотникова о предельном размере земельных участков сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае. Помимо ответа Плотникову минсельхоз направил письма такого же содержания и в адрес губернатора края Владимирова и председателя краевой Думы Ягубова. Как вы считаете, это может привести к изменению «закона жирных котов»?

Я считаю, что ничего не поменяется. Те, кто лоббировал этот закон, своего добились, и вряд ли позволят дать делу обратный ход. Вспомните, что было прошлой весной, когда законопроект обсуждался в Думе пятого созыва. Чтобы успокоить людей, которые воспротивились такому закону, и губернатор и депутаты в один голос говорили, что обязательно пересмотрят законопроект и примут во внимание права мелких фермеров. И буквально после выборов, спустя месяц, «закон жирных котов» приняли в двух чтениях как есть.  

Как вы считаете, увеличение минимального размера новых сельскохозяйственных участков с 30 гектаров до 2,5 тысячи гектаров и ограничении размера КФХ не более 2,5 тысячи гектаров, было сделано специально, для того, чтобы потом опустить до нужной планки, к примеру в 500 гектаров, как это было в Краснодарском крае, что также будет неподъемным для некоторых фермеров?

При разработке местных краевых законов не совсем корректно брать в пример Краснодарский край. У наших соседей более развито сельское хозяйство, они начали его развивать гораздо раньше, и для экономики Краснодарского края он является основополагающим. У нас же до сих пор вся отрасль базируется на крупных СПК, которые возглавляются в том числе и краевыми депутатами. Если верить слухам, один из них был основным лоббистом «закона жирных котов». За этим лоббистом стоят еще несколько таких же председателей крупных колхозов.

На мой взгляд, проблема в том, что председатели крупных колхозов, которые «по совместительству» являются еще и очень состоятельными людьми, по какой-то причине считают себя собственниками этих СПК. Мало кто понимает, что председатель - абсолютно такой же член СПК, как и доярка или тракторист. Правовой статус председателя ничем не отличается от статуса того же комбайнера и или механизатора хозяйства, у каждого из них есть право голоса. Каждый может выдвинуть свою кандидатуру на место председателя. Просто люди боятся это делать.

И похоже руководители крупных хозяйств решили, что земли, которые перешли в новую правовую форму, стали их собственностью. Многие из таких руководителей считают, что хозяйство - это их личный семейный бизнес, и что оно перейдет по наследству их преемникам.

Как заявил губернатор Ставрополья, «закон жирных котов» направлен на то, чтобы плодородная земля использовалась правильно. По мнению  Владимирова и краевых депутатов, мелкие фермеры неправильно используют землю, истощают ее.

Да, действительно, у нас в крае основную ценность представляет сама земля. Даже если бы на Ставрополье нашли нефть, она бы стоила меньше чем земля. И, мне кажется, мы недооцениваем наших фермеров. Земля кормит их и их семьи, они прежде всего заинтересованы в том, чтобы сохранить черноземный ресурс земли, не истощить ее, чтобы она каждый год давала высокий урожай.

Мне кажется, напротив, толчком для принятия такого закона послужила возросшая самостоятельность фермеров, их стремление ни от кого не зависеть. Ведь как получается: вот из колхоза вышли 2-3 работника, объединились, взяли в аренду те же 30-50 гектаров земли и обрабатывают ее, растят урожай, а остальные колхозники смотрят, получится, или нет. Видя хороший пример в своем родном селе, тоже выходят из колхоза, начинают работать самостоятельно. Ничего плохого в этом нет, фермер кормит себя своим трудом, платит налоги, создает рабочие места.

Вопрос о принятии закона поднимался весной, но народ быстро успокоили, сказав, что закон будет доработан. Ведь если бы «закон жирных котов» был принят до сентябрьских выборов, то рейтинг краевых властей и правящей партии резко упал бы.

К пролоббированному латифундистами закону вернулись в ноябре. Приняли его, как вы помните, не привлекая особого внимания СМИ, но тем не менее поднялась настоящая буря.

Еще один аспект, на который обращают внимание краевые депутаты, это то, что мелкие фермеры не платят налоги и не строят, как крупные СПК, детские сады и школы.

Ну, детские сади и школы возводят за счет средств тех же колхозников. Не из своего собственного кармана председатели колхозов достают деньги. А что касается налогов, тут мелкие фермеры более уязвимы и зависимы, чем крупные колхозы. Фермеры - это те люди, которые побоятся вовремя не заплатить налоги, потому что рискуют всем, что у них есть.

Еще один довод, приведенный краевыми властями в защиту «закона жирных котов» - закон принят, чтобы не допустить в край иностранные компании, которые в последствии могут стать собственниками ставропольской земли.

То, что якобы в край должны прийти какие-то иностранные компании и захватить все земли - совершенно не обоснованное опасение. Даже если бы опасения имели реальную силу, закон от них не защищает. Если компания крупная, то ей хватит возможностей взять в аренду и 2500 гектаров и даже больше.

Вообще я не вижу ничего плохого в приходе инвестора. Мне не совсем понятно почему в других отраслях экономики только рады приходу финансов извне, а в аграрном секторе такой запрет и ограничения. Не думаю, что инвестор будет управлять хозяйством хуже, чем те самые латифундисты, выступившие за «закон жирных котов».

На сегодняшний день в Ставропольском крае есть масса примеров успешной работы инвесторов в аграрном секторе. Да и действия надзорных и контролирующих органов на территории края никто не отменял. Эти органы в любой момент могут проверить, чем занимается на арендованной земле инвестор и, в случае нецелевого использования, его наказать.

У нас в крае есть немалое количество фермеров, у которых подходит к концу срок аренды, пока их «закон жирных котов» не коснулся. Но, кто знает, что будет, когда придет время продлевать договоры аренды...